П`ятниця, 26.04.2024, 20:01
Вітаю Вас Гість | RSS

ВЕЛИКОТЕРНІВСЬКА ЗОШ  LINIT

Меню сайту
Форма входу
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 11
Категорії розділу

Каталог файлів

Головна » Файли » Мої файли

"Школа Монтессори"
[ Викачати з сервера (292.0 Kb) ] 12.01.2011, 01:31

Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.

 После того, как работа Монтессори в римском Доме Ребенка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около МАРИЯ МОНТЕССОРИ

Сторонники системы Монтессори уверены — с помощью чудо-программы дети научатся читать, писать и говорить на иностранных языках гораздо быстрее своих сверстников, попутно став ловкими и самостоятельными людьми. Есть у системы Монтессори и противники — они уверены, что «чудо-дети» сталкиваются с проблемами в школе и вообще — имеют некоторые отклонения в развитии. Между тем, мнение ни одной, ни другой из конфликтующих сторон не может считаться до конца правильным. Правда известна профессионалам — педагогам и детским психологам.

Все дело в том, что истинная цель системы Монтессори — вовсе не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.

Практически, основная «фишка» программы Монтессори — в отсутствии программы, как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.

Все дело в том, что основательница метода — Мария Монтессори, была не только педагогом, но и врачом. Ей удалось разделить время развития ребенка на несколько частей — сенситивных периодов, то есть периодов, в которые ребенок особенно эффективно воспринимает те или иные знания и навыки.

Так, с рождения ребенка до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Почти параллельно с этим процессом происходит период чувственного развития. Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет — учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.

Конечно, у каждого ребенка эти периоды наступают в разном возрасте, но понять, на чем сейчас стоило бы сосредоточиться малышу — можно. Этим-то и занимаются правильные монтессори-педагоги.

Так, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить (для наилучшего результата) исследованиям шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу.

Это еще один принцип Монтессори — уважение к детям. В монтессори-классах им ничего не запрещают, а также не указывают, что следует делать. И, согласитесь, действительно представляется довольно глупым заставлять ребенка рисовать домик и папину машинку, если он вот уже сорок минут с удовольствием читает книжку или увлеченно складывает мозаику. Чего вы добьетесь, если настоите на своем? Того, что чадо и мозаику не сложит, и машинка папина нарисована не будет.

Еще крайне важно, чтобы ребенок имел право ошибаться и доходить до всего опытным путем. Да, он, возможно, не так хорошо почистит свои ботинки — уделается гуталином и замажет пол в прихожей. Если прикажете прекратить эксперимент — навсегда отобьете у ребенка охоту к уходу за обувью. С мытьем посуды — та же петрушка. Да, придется перемывать! Просто постарайтесь показать ребенку, как надо это делать. Похвалите — у него обязательно получится. Самостоятельность надо поощрять, а не рубить ей крылья.

Еще одна вещь, которую сразу видишь в монтессори-садике — это царящий там порядок. Кажется удивительным, что дети в такой чистоте содержат вещи. Удивительно и то, что убираться их никто не заставляет. Им просто объяснили, что если все будут убирать игрушки, потом им же будет приятно играть. Странно, но довод работает на ура. Лишь изредка педагогам приходится напоминать детям о необходимости все за собой убрать.

Кому-то может показаться, что у системы Монтессори нет минусов. Это, разумеется, не так, и минусы, разумеется, есть и у этой методики. Во-первых, в монтессори-группах вовсе не уделяют внимания творческому началу, а концентрируются лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Если решили, что чадо должно стать народным артистом республики — программа Монтессори, увы, не для вас. Другой минус состоит в том, что после демократичного монтессори-садика ребенку бывает сложно в режимной школе. Чаду может оказаться непросто признать, что рисованием нужно теперь заниматься перед арифметикой, а не вместо нее. Третий минус состоит в том, что программой Монтессори не предусмотрено никаких ролевых игр. Важно не прощелкать тот момент, в который ребенок должен начать играть в кого-то, а не с чем-то.

Что можно посоветовать родителям? Все просто. Во-первых, ничего не бояться. Во-вторых, понимать, что нельзя ограничиваться тем, что дает садик. Все недостающее можно ведь дать ребенку и дома. Если в группе не наряжаются зайчиком и не пляшут под елочкой — можно устроить представление для бабушек. В-третьих, выбирая монтессори-садик, важно убедиться, что он настоящий — у педагогов есть подходящее образование, монтессори-материалы соответствуют международным требованиям методики, классы оборудованы должным образом. Увы, в России есть немалое количество мошенников, пытающихся выдать свои никудышние услуги за Монтессори-курсы для самых маленьких. Будьте внимательны и заботливы — тогда монтессори-садик станет отличным подспорьем в деле развития любимого чада.

 Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Монтессори-класс включает в себя множество зон:

зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;

зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.

двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Более подробную информацию о занятиях в группе Монтессори и о семинарах по методике Монтессори можно получить по телефонам: (095) 953-3069/4368

Детский центр «Умный ребёнок»

113054, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 32, стр. 3А

Тел. (095) 953-4368/3069 | Email: mail@rebenok.com

www.rebenok.com

Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори

Монтессори-педагогика является альтернативной системой воспитания и образования детей в возрасте от 3 до 12 лет, разработанной итальянским врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870 – 1952). На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.

В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-е – 20-е годы. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 года идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек. С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори-детских садов и ряд экспериментальных начальных школ. Монтессори также наметила пути применения своего метода к развитию и обучению детей раннего возраста и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако подавляющее большинство современных Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет. "Монтессори-гимназий” и "Монтессори-лицеев” гораздо меньше, но они все же существуют за рубежом.

Философские воззрения Монтессори связаны с наличием у нее собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности, ребенка. Она была убеждена в существовании "Космического плана” развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию. Ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума – "впитывающим мышлением” – и строит свою личность во взаимодействии с окружающей его предметной и социальной средой в соответствии с глубоко индивидуальным и присущим только ему "строительным планов.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель первоначально демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, затем предоставляет ему возможность заниматься самостоятельно.

Главное, что дают учащимся Монтессори-детский сад и Монтес-сори-школа помимо высокого общеобразовательного уровня – это гуманистическая ориентация и культура автономии; способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, умение учиться. Так например, в Голландии Монтессори-школы относятся к типу HAVOVWO, т. е. дают право на получение высшего и университетского образования. Не смотря на то, что к началу 90-х годов обучение в этих школах стало доступным большему числу юных голландцев, они все же считаются элитарными, и популярность их растет. В 1990 году в 150 Монтессори-школах Голландии обучалось около 30 тысяч детей и подростков.

Монтессори верила в огромные возможности ребенка, в его богатейший внутренний потенциал и изначальное стремление к самосовершенствованию. Она полагала, что "… с рождения ребенок имеет некую силу внутри себя. … Мы должны уважать в нем законы творения” [23, S. 18] Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе его образования. "Необходимо помочь человеческому индивидууму с рождения развить все скрытые энергии, достичь более ясного разума, более сильного характера, новой и более свободной формы сознания, способной понять тотальность человеческих нужд.” [23, S.261]

Помощь развитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет в системе Монтессори осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи, обучение письму и чтению; математика, а также раздел, посвященный так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой. В процессе образования детей от 6 до 12 лет, а также более старших, на смену материалам для упражнений в практической жизни и ряду других материалов, применявшихся на ранних стадиях обучения, приходят материалы для изучения истории человеческой цивилизации, географии, основ физики, химии, астрономии, геологии и т.д. В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности. Все они находятся в открытом доступе: дети могут выбрать и взять их самостоятельно.

Настоящая книга посвящена двум базовым учебным разделам педагогики Монтессори, предназначенным для развития и обучения детей в возрасте с 2-3 до 5-6 лет – Упражнениям по приобретению навыков практической повседневной деятельности и Сенсорному воспитанию.

Cенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори

О проблематике этой книги

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ

I ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. УХОД ЗА СОБОЙ.

II ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, УХОД ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.

III ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

IV ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

БИНОМИАЛЬНЫЙ И ТРИНОМИАЛЬНЫЙ КУБЫ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ДЕТСКОГО САДА МОНТЕССОРИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЕКАНОМИЧЕСКИЙ КВАДРАТ или ТАБЛИЦА ПИФАГОРА

ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИКА. ОБШИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ И СО ВСЕЙ ГРУППОЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВКУСА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕПЛА

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЯЖЕСТИ

МНОГОУГОЛЬНИКИ

НАКЛАДЫВАЮШИЕСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ

ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ И РОДНАЯ КУЛЬТУРА

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С МАТЕРИАЛАМИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СВОБОДА РЕБЕНКА В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ И ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО МЕТОДУ МОНТЕССОРИ

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

СОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ

ТКАНИ

УПРАЖНЕНИЯ С СЕНСОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

 

Дом Детей

Литература по теме

Рамки Монтессори

Монтессори: за и против

Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, выпускница Римского университета.

 Первая женщина в истории Италии, окончившая курс медицины. Автор педагогической системы, которая резко отличается от традиционной. Первая Монтессори-школа открылась в Риме в 1907 году. Сегодня детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах. Суть системы сформулирована в девизе – «Помоги мне сделать самому». Дети учатся в свободных условиях, без принуждения и критики. Все занятия с ребёнком строятся с учетом периода его развития.

Вспоминаю: вот мы, молодые родители, пришли на ознакомительную лекцию по Монтессори-педагогике. Вот группа, где будут заниматься наши малыши. Симпатичные игровые комнаты, развивающие игрушки. Порядок – но очень уютный порядок. Много разнообразных интересных уголков… Сущность метода Монтессори открывалась нам потихоньку, постепенно – так медленно-медленно поднимается занавес… Оказывается, в этой «уютной игровой» практически нет ничего случайного. И настолько же неслучайны действия педагогов в этом пространстве.

Мария Монтессори много писала об особом сознании ребёнка – «впитывающем». До шести лет малыш должен освоить колоссальный объем информации. «Взрослые» механизмы работы с информацией ребёнку пока незнакомы – а ведь он не просто «глотает» сведения, но строит из них свою собственную картину мира!

На долгом пути – от ноля до шести – есть «вспышки» восприимчивости к тем или иным видам деятельности. Это отрезки в жизни каждого ребёнка, когда ему легко удается то, на что в другой момент ушло бы немало времени. Монтессори считает, что подобные периоды (она называет их «сензитивными») коротки и проходят безвозвратно, а наверстать упущенное практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы в момент, когда «дверца восприятия» распахивается, рядом с растущей личностью оказалось то, что особенно нужно ей именно сейчас. Тут-то и понадобится «подготовленная среда» Монтессори.

Рамки Монтессори

Сензитивный период сенсорного развития тянется от рождения до пяти с половиной лет. Органы чувств ребёнка постепенно включаются в активную деятельность: сначала идет накопление информации, затем – её детальная переработка. Поэтому зону сенсорных материалов стараются располагать в центре игровой комнаты: это база подготовки мозга к логическим операциям и развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Кстати, именно эти материалы наиболее популярны у производителей «развивающих игрушек»: в любом детском магазине можно встретить и рамки-вкладыши, и многоярусные стаканчики-пирамидки.

В возрасте полутора-трех лет у ребёнка просыпается особый интерес к мелким предметам. Это приносит немало беспокойства родителям: бусинки, горошинки, монетки так и норовят попасть в рот, уши и даже в нос! Однако занятия с мелкими предметами необходимы для созревания участков коры головного мозга, отвечающих за моторное и речевое развитие.

К тому же, «пинцетный захват», который малыши осваивают во время таких занятий, нужен для того, чтобы подготовить пальчики к рисованию и письму. И перекрыть ребёнку доступ к мелким предметам, запретить их, – по меньшей мере, неосмотрительно. Значит, надо создать ситуацию, в которой играть с ними безопасно: это должно быть не меланхоличное засовывание в нос, а занимательная, осмысленная деятельность.

Пересыпаем крупы, ищем в них мелкие игрушки, сеем через сито, рисуем пальцами по манке… «Сыпучка» – хлопотное дело, особенно для мам: одно неверное движение – и снова пора убирать… Но всегда под рукой щётка и совок, а подметать дети любят не меньше, чем рассыпать.

Переливание из кувшинчика в кувшинчик, мытье стола, посуды, пола – все это необычайно полезные упражнения! Дело в том, что от года до трех-четырех лет ребёнок активно осваивает движения и действия. Поэтому в Монтессори-группе для малышей обязательно есть зона крупной моторики – горка, спорткомплекс с кольцами и лесенкой. Помимо того, любые занятия включают множество движений – и не только в младших группах.

Пятилетний мальчик, решающий сложный арифметический пример; он вовсе не сидит на месте, он ходит от полки, где стоит «золотой материал» (бусины для счета), к своему коврику – носит «единицы», «десятки», «сотни». При этом не теряет концентрации – в движении прекрасно думается.

Период восприятия порядка – примерно с двух до трех лет. «Порядок» – это не просто бытовое требование «убирай все вещи на место». Это порядок и в пространстве, и в использовании предметов по назначению, а также социальная иерархия людей вокруг ребёнка, взаимоотношения людей. Требование порядка вовсе не препятствует развитию воображения, не сдерживает фантазию: это просто отправная точка, базовая установка. Сначала осваиваем прямое назначение ложки, а уже потом она может быть и корабликом, и экскаватором…

В этот период для ребёнка особенно важно, чтобы не нарушалась привычная последовательность событий. Он сам требует незыблемости бытовых ритуалов – иначе мир рушится. Каждый день, собираясь на прогулку с мамой, малыш надевает сапоги, а потом куртку. Однажды папа решил погулять с сыном – и сначала надел на него куртку, а потом сапоги. Мальчик устроил недоумевающему отцу грандиозный скандал. Но, приходя на занятия в Монтессори-группу, ребёнок находит все материалы на том месте, где он их оставил в прошлый раз. Это одна из причин, по которым здесь всегда спокойная атмосфера.

Период развития речи ребёнка – самый длинный, он начинается еще до рождения и длится в среднем до шести лет. Примерно к двум годам начинается лавинообразное нарастание словарного запаса – те образцы речи, которые слышит ребёнок, и будут для него подготовительной средой. При этом малышу очень важно, чтобы его слушали, старались понять и помогали выразить мысли и чувства. Для этого в Монтессори-группе проводятся «круги» – в начале и в конце занятия; тут играют в пальчиковые и речевые игры, обсуждают повседневные события в жизни детей, поют песенки. Конечно же, «круги» решают не только речевые, но и социальные задачи – детей учат общаться, гармонично взаимодействовать с окружающими и решать конфликтные ситуации с учётом собственных интересов и интересов других людей.

Монтессори-среда – вовсе не волшебная палочка, превращающая ребёнка в вундеркинда. Это просто питательный бульон, из которого малыш сам добывает то, что необходимо ему именно сейчас, сегодня. И не всезнающие взрослые, а сам ребёнок каждый день составляет программу собственного развития.

У Монтессори-педагогики немало последователей и ничуть не меньше противников.

«Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучёт биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…»

После такой резолюции Государственного Ученого совета (ГУС) в 1926 году Монтессори-группы запретили (как чуть позже и «педологические извращения»).

Сегодня Монтессори-педагогика вернулась в Россию, становится всё популярней, но споры вокруг неё не утихают. Интересно, что и сейчас этот метод критикуют примерно за то же, что и 80 лет назад. Может, не так уж ошибались Н.К. Крупская и её соратники? Попробуем разобраться…

Монтессори-игрушки

«Монтессори – это секта какая-то» – так говорят по-прежнему довольно часто. Существует точка зрения, что создание искусственной среды для развития (со всеми этими баночками, коробочками, бусинками и карточками) изолирует ребёнка от окружающего мира, отдаляет от реальности. С другой стороны, является ли обстановка обычного школьного класса естественной? Возможно, она просто привычнее и только потому воспринимается как норма?

Очень популярно такое мнение: Монтессори работала с умственно отсталыми детьми, так что её педагогическая система – как раз для них. Нормальному ребёнку не нужна подобная тщательность, внимание к мелочам, разложение каждого действия на этапы. Рано или поздно он выучится и посуду мыть, и шнурки завязывать, и считать – без особых ухищрений.

Елена Хилтунен: «Да, действительно, сто лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. А, как известно, многие свои гипотезы люди этих профессий подтверждают, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой она может работать у обычных детей, с удесятеренной – у одарённых… Никто не говорит детям об их норме, не выдвигает базовый стандарт. Существует лишь перечень личных достижений ребёнка на том или ином этапе жизни».

При этом даже у специалистов нет абсолютной уверенности в том, что Монтессори-группа является идеальным выбором абсолютно для всех детей. Например, гиперактивному р

Категорія: Мої файли | Додав: linit
Переглядів: 4711 | Завантажень: 157 | Коментарі: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Друзі сайту
//fegura.ucoz.net/

Пошук
Валюта

Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz